Международный год Периодической таблицы химических элементов в России

Новая антропология – в РАН
01.10.2019

Институт физиологии имени И.П. Павлова (Санкт-Петербург) в одночасье стал уникальным институтом РАН. Случилось это 27 сентября 2019 года, когда на территории института в Павловских Колтушах открылась необычная постоянная экспозиция «Новая антропология». Ничего подобного нет ни в одном академическом институте. Да и на мировом уровне это событие выглядит неординарным. 


Под экспозицию «Новая антропология» отведен первый этаж в музее И.П. Павлова. Он расположен в историческом здании Старой лаборатории, в которой работал еще сам Иван Петрович. В этом старом здании, сохранившем дух научных лабораторий столетней давности, разместились инсталляции и объекты технологического искусства и Art&Science, разработанные и изготовленные в рамках проекта «Новая антропология». Причем они вписались в историческое пространство настолько органично, что сразу стало ясно: здесь пропасть между наукой и искусством, о которой писал английский физик и писатель Чарльз Перси Сноу, преодолена. 


Собственно, эту задачу и ставил перед собой проект «Новая антропология» с подзаголовком «Здесь искусство помогает науке понять себя». Художникам, работающих в различных жанрах технологического искусства и Art&Science, предложили выбрать одну из исследовательских лабораторий Института физиологии им. И.П. Павлова, познакомиться с исследователями и исследованиями и предложить совместный проект, результат которого будет выставлен в музее. 


Из множества предложений, поступивших на конкурс «Новой антропологии», эксперты выбрали пятнадцать. Среди них – «Кибернетическая обезьяна» (художник Юрий Дидевич, кандидат биологических наук Алексей Хараузов, Группа физиологии сенсорных систем приматов), «To Bee» (художники Наталья Федорова и Елена Никоноле, кандидат биологических наук Татьяна Зачепило, Лаборатория генетики высшей нервной деятельности), «Мы видим, как ты слышишь» (художник Анна Мартыненко, биолог Варвара Семенова, Лаборатория физиологии слуха), «Ткань жизни» (художники Владлена Громова и Артем Парамонов, нейробиолог, кандидат биологических наук Александр Журавлев, Лаборатория нейрогенетики). 


В экспозиции есть не только художественные работы в жанре технологического искусства и Art&Science, но исторические и современные видеоролики, фотографии, тексты и экспонаты, рассказывающие о работе ученых института. 


Результат превзошел даже самые смелые ожидания. Правда, поначалу многие исследователи в Институте были настроены скептически и отказались сотрудничать с художниками. Но теперь, когда они увидели результат, то признались, что жалеют о своем отказе и хотят попробовать. Обе стороны, участвующие в творческом процессе, изменились за эти несколько месяцев тесного сотрудничества. «Проект буквально перевернул мое сознание и понимание, прежде всего, людей», - говорит художник Юрий Дидевич, получивший возможность наблюдать за исследованиями приматов. «Я чувствую, что благодаря этому проекту мое сознание, мой взгляд на мир расширились, - вторит Елена Рыбникова. Заместитель директора Института физиологии РАН. – Если раньше мое восприятие нашей работы было двумерным, то теперь оно 22-мерное!» 


13.jpg


Три дня, 27—29 сентября, в Старую лабораторию И.П. Павлова шли и шли местные жители, чтобы посмотреть на необычную, интригующую и впечатляющую новую экспозицию и поучаствовать в мероприятиях трехдневной программы. Эксперты проекта проводили дискуссии и читали лекции, сотрудники института давали мастер-классы для детей и родителей по психологии коммуникации. 


«Раньше за интересными событиями мы ездили в Питер, а теперь пусть они к нам едут!» – местные жители уже начали гордиться случившимся. И действительно, к воскресенью слух разнесся, и потянулись посетители из Санкт-Петербурга. Не хватало людей, чтобы проводить экскурсии. И тогда директор Института физиологии РАН, член-корреспондент РАН Людмила Павловна Филаретов поздно вечером в субботу распорядились, чтобы в воскресенье утром в экспозицию пришли заведующие отделами и ее замы по науке и поработали экскурсоводами. Они и поработали целый день – с удовольствием и с азартом. Восторгу посетителей не было предела. Ученый проводит экскурсию в музее! – это ли не высший пилотаж современного музейного дела?   


Институт физиологии имени И.П. Павлова, решившись на такой сложный проект, как «Новая антропология», создал уникальную историю – и для Российской академии науки, и для Санкт-Петербурга. Успех состоявшегося проекта говорит о том, что его организаторы и участники нашли новую, привлекательную, интригующую форму популяризации науки – художественную интерпретацию результатов конкретных научных исследований конкретного института, которая никого не оставляет равнодушным. Возможно, это новый портал, открывающий молодежи вход в науку. Институт физиологии имени И.П. Павлова намерен продолжать работу в этом направлении. 


16.JPG


Проект реализован совместными усилиями общественной организацией Санкт-Петербурга «Техно-Арт-Центром» и Институтом физиологии имени И.П. Павлова РАН. Руководитель проекта – Ирина Актуганова, кураторы проекта со стороны института – заместитель директора института по науке, доктор биологических наук Елена Рыбникова и заместитель директора института по развитию Ирина Гавриленко. 


Эксперты проекта – куратор и художник Дмитрий Булатов, директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков, главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова, философы Алла Митрофанова и Герман Преображенский, главный редактор портала Антропогенез.ру Александр Соколов. 


Проект реализован при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 


Возврат к списку